История блюда
Монастырская кухня справедливо считается апофеозом русской кулинарии, вобрав все лучшее, что сохранилось от исторической русской кухни. Эта кухня в монастырях сохранилась, несомненно, лучше всего. Красивая, вкусная, здоровая еда. И кулинарные традиции в монастырях имеют многовековую историю. В дореволюционной действительности монастыри действительно были одними из центров сохранения традиций, привычек. В том числе и кулинарных. И в этом смысле в монастырях легко встретить старинные блюда – ботвинью, кулебяку, тельное, пироги-рыбники и т.п. То есть монастырская кухня всегда была несколько более консервативной, чем обычная, светская.
Исторически монахи всегда готовили сами. И готовили те блюда, которые знали и любили. Это были те же кушанья, к которым они привыкли и до того, как стать монахами, а пришли они в монашество из народа. Монастырская кухня в этом смысле простая, народная. Монастырское питание зиждется, главным образом, на растительной пище с прибавкою рыбных и молочных продуктов. Единственные исключения бывают, когда на торжественную праздничную службу приезжает архиерей. Тогда стол делают богаче.
По мнению монахов трапеза считается продолжением богослужения. Она имеет определенный духовный смысл, а не просто насыщение чрева. Трапеза должна быть для пользы человека, но без излишеств. Пост – время тяжелое. Но воздержание не означает отказа от нормального питания. Постная монастырская кухня даже более разнообразна, чем в обычные дни. Впрочем, во все века находились хитрецы, которые придумывали способы облегчить пост. Что греха таить, самыми продвинутыми в этих хитростях порой были монахи. И то сказать, покушать они любили. (Подробнее.)